Несмотря на многочисленные громкие заявления специалистов, рынок коммерческой недвижимости Беларуси пробуксовывает. Если сетевой ритейл в стране развит неплохо, то вот многофункциональные крупные торгово-развлекательные комплексы остаются редкостью даже в столице.
На сегодняшний день крупные торговые центры не являются редкостью ни для белорусской столицы, ни для областных центров и других крупных городов областного подчинения. Классическим примером такой ситуации служит сеть магазинов «Евроопт», представительства которой есть даже во многих районных центрах. В крупных городах активно строятся также и бизнес-центры, но в целом, считают специалисты, ситуация выглядит не лучшим образом. Давайте попытаемся разобраться, почему они пришли к такому неутешительному выводу.
По мнению экспертов, в ближайшие годы рынок коммерческой недвижимости страны будет расти, как количественно, так и качественно. Самое интересное, что развиваться будет он не только в столице, но и в регионах страны. Если проанализировать итоги прошлого года, то следует признать, что наиболее динамичным ростом отметился сегмент торговой недвижимости. Причем, куда заметнее его рост ощущался как раз не в столице, а в регионах.
Еще один очень примечательный и показательный факт: крупнейшие на рынке коммерческой недвижимости сделки инвестиционного характера в прошлом году совершались именно в областных центрах, а не в Минске.
Наиболее серьезной на данный момент проблемой на рынке является даже не то, что коммерческая недвижимость все чаще представлена не самым интересным с точки зрения инвестиций сегментом торговой недвижимости, а тем фактом, что в провинцию очень осторожно и даже неохотно приходят иностранные компании. Исключения из этого правила существуют: более-менее регулярно на белорусский рынок приходят иностранные компании, занимающиеся продажей продуктов питания.
Классическим примером такой ситуации является приход на белорусский рынок литовской компании «Glera». Причин малой активности иностранцев несколько. Во-первых, в стране, и особенно в провинции, немного объектов торговой недвижимости, которые отвечают всем требованиям европейских ритейлеров. Во-вторых, по-прежнему низкой остается платежеспособность белорусского населения. Особенно очевиден этот факт в провинции, где зарплаты ниже, чем в Минске.
Отдельные представительства компаний, занимающихся продажей промышленных товаров (спортивный инвентарь, детские товары), можно встретить в столице, Гродно, Бресте. Получается, что именно западные регионы страны, возможно, в силу географического положения, более интересны для иностранцев.
Еще одна интересная и не очень оптимистичная тенденция — отсутствие в регионах современных бизнес-центров. В основном бизнесмены предпочитают использовать офисы в зданиях, построенных еще в советские времена. Практически отсутствуют в областных центрах новые объекты, построенные в соответствии со всеми требованиями времени.
В целом, оценивая ситуацию, следует признать, что рынок коммерческой недвижимости в Беларуси развивается, пусть и не такими темпами, как этого хотелось бы специалистам. Происходит и качественное, и количественное улучшение. Даже в провинции растет спрос арендаторов на крупные офисные помещения, оборудованные всеми необходимыми удобствами. Недавняя отмена административного влияния на формирование арендной платы положительно воспринята большинством участников рынка, отмечают аналитики.
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093