После войны рассматривался вариант переноса Минска на новое место Вск, Май 8. 2011
Минск после войны вполне мог переехать на новое место...
Осенью 1944 года всерьез рассматривался вопрос о переносе почти до основания разрушенной белорусской столицы на новое место: настолько трудоемкими и затратными оказались работы по расчистке территории города от руин. Назывались и конкретные адреса: берега Немана либо Березины. Однако в итоге белорусское правительство сохранило Минск на историческом месте, используя при этом Генеральный план, утвержденный в 1940 году.
Этот малоизвестный факт обнародовал в первой части воспоминаний Василий Шарапов, работавший с 1944 года, в том числе с 1954-го по 1969-й, председателем Мингорисполкома.
В своих мемуарах Василий Иванович пишет и о многих других любопытных подробностях из жизни столицы до и после Второй мировой войны. Например, о том, что на электростанцию, здание которой сохранилось на проспекте Независимости возле цирка, в 1930-е годы торф из Комаровских болот доставляли по узкоколейной железной дороге, проложенной внутри трамвайных путей. По главной улице столицы тогда запросто ходили паровозы.
Василий Иванович Шарапов
Василий Иванович Шарапов родился в 1916 году в Крупском районе Минской области. С 1937 года в армии, участник и инвалид Великой Отечественной войны. С 1944 года на партийной работе в Минске. С 1954 по 1969 годы председатель Мингорисполкома. После — первый секретарь горкома, начальник главного управления шоссейных дорог, министр строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Потерявший ногу в боях за освобождение Беларуси, демобилизованный офицер был в Минске уже осенью сорок четвертого. Начал работать инструктором райкома партии, и чуть более чем через десять лет стал председателем Мингорисполкома, потом первым секретарем горкома. Четверть века отдал он городу, и именно при Шарапове была возрождена столица. Он пришел на развалины, а передал Минск своим последователям почти таким, к которому мы привыкли.
"К средине 50-х годов, когда второй секретарь горкома партии Василий Иванович Шарапов возглавил Минский горисполком, его знали многие. А через несколько лет работы на этой должности — буквально весь Минск.
Филармония, Дворец водного спорта, панельные кварталы улиц Орловской, Волгоградской, микрорайонов Восток, Зеленый Луг построены в его время…
— И само здание горисполкома! — констатирует Василий Иванович, — правда, наполовину контрабандой… Но главная заслуга горисполкома того времени даже не в этих объектах. Представьте, что в год моего прихода на должность градоначальника в Минске было два трамвайных маршрута и 8 вагонов, 3 автобусных маршрута, 6 амбулаторий. Каждый дом или имел свою котельную, или отапливался печками. Асфальт на считанных километрах, остальное — булыжник или грунт. Канализацию лучше не вспоминать, очистные сооружения (за фабрикой «Коммунарка») — примитивные. Еще при царе построенный Западный мост, телефонная сеть — никакая… На каждого минчанина, с учетом частных домовладений, приходилось три метра жилой площади.
Именно тогда были созданы городские структуры: прежде всего строительные, «Минскстрой», которому город формировал план работ. Коммунальное хозяйство, транспортное, дорожно-мостового строительства. МАЗ сверх плана 50 грузовиков для города изготовил, стройматериалы для дорожного строительства возить. «Минскпроект» сотворили, потом из него выделили «Инжпроект» для работы с подземными коммуникациями. Первую котельную построили для новых панельных кварталов улицы Орловской — сам Шарапов водогрейные котлы помогал устанавливать, опыт у него был. А система озеленения! Создав ее, в городе каждый год сажали по сто тысяч деревьев.
Когда Василий Иванович еще в горкоме работал, то отвечал за очистку территории под Минское море. А позже договорился с начальником управления дорожно-мостового строительства Иваном Михайловичем Григоровичем мост на Птичи с плотиной сделать — появился водоем возле нынешнего мотеля. Понравилось — на Вяче повторили, Цнянское водохранилище сделали. В конце пятидесятых утвердили Генеральный план застройки столицы в расчете на миллион жителей.
В 60-м году булыжных мостовых в центре не было и трамваев хватало… Но минчане, чуть-что, говорили: «Надо идти к Шарапову»! «Я в приемные дни по 70-80 человек принимал, — вспоминает Василий Иванович. — И если пообещал, то делал. Уходил на работу к восьми и возвращался к десяти, да еще и с папками документов. Мое счастье было в жене. Анна Георгиевна прошла войну с фронтовым госпиталем и понимала жизнь. Никогда не упрекнула, ничего не потребовала и ни разу за годы, что я занимал посты, не вызвала для своих личных нужд автомобиль, хотя имела право. Ни разу».
Оказывается, город, которым мы гордимся в третьем тысячелетии, был продуман, спроектирован и почти построен тогда, в первые послевоенные десятилетия командой, возглавляемой фронтовиком, инвалидом войны, коммунистом Шараповым." (ДОРОГИ ЖИЗНИ ВАСИЛИЯ ШАРАПОВА)
По материалам БЕЛТА
Нет комментариев.
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093