Уже достаточно давно в Беларуси идут разговоры о том, что стране необходим новый Жилищный кодекс. Проанализировав заявления чиновников, давайте попробуем вместе представить себе, как будут решать свой жилищный вопрос белорусы в ближайшей пятилетке.
Именно Жилищный кодекс и концепция жилищной политики являются фундаментальной основой, которая позволяет найти оптимальный способ решения квартирного вопроса для граждан Беларуси. Чиновники признают, что действующие сегодня документы уже не полностью соответствуют реалиям рынка, так что принятие новых законов в сфере жилищного строительства должно происходить оперативно, а в них должны содержаться нормы, соответствующие сегодняшнему дню.
По словам чиновников, в будущем вся жилищная политика Беларуси будет строиться по трем основным направлениям. Во-первых, активно будут предлагаться населению арендные квартиры. Во-вторых, станут доступнее кредиты на покупку квартиры, ипотека и система строительных сбережений. В-третьих, государство будет стараться выступать основным заказчиком строительства.
Начнем с первого пункта. Сегодня арендные квартиры в Минске пока что только пытаются стать инструментом для решения квартирного вопроса. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право первоочередного заселения в это жилье. После увеличения размера базовой величины это жилье стало не таким доступным, как до 1 апреля. Тем не менее, на 48 квартир и комнат в столице, которые местные администрации предложили минчанам, нашлось несколько сотен желающих. В будущем такой инструмент позволит серьезно изменить ситуацию на рынке, ведь многие семьи предпочтут всю жизнь спокойно арендовать квартиру у государства, чем залезать в долги для участия в долевом строительстве или покупке жилья на вторичном рынке.
Что касается займов и кредитов на покупку квартиры для населения, то это направление работы остается пока самым проблемным. Государство, лишив белорусов льготного кредитования, взамен ничего предложить пока не смогло. Продолжаются разговоры о необходимости активного использования ипотеки, о более активном внедрении системы строительных сбережений. Но пока что реально используется на практике, пожалуй, только жилищные облигации. Так что здесь предстоит работать и работать, а начинать необходимо именно с законодательной базы. Кроме того, при нынешнем уровне ставки рефинансирования говорить о доступности заемных средств нет смысла.
Еще один принципиальный момент – это система государственного заказа в строительстве жилья. Если сегодня основным заказчиком являются ЖСК, которые создаются гражданами, то в будущем ситуация изменится. Чиновники поясняют, что часто кооперативы не способны полностью защитить и соблюсти интересы своих членов. Зато, если заказчиком строительства будет выступать государство, белорусы получат возможность выбирать уже готовые квартиры, их площадь, этажность дома, даже вид из окна.
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093