Новый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Птн, Янв 8. 2010
С принятием указа № 543 исключены серые схемы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий...
Новый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий
Указ №543, регулирующий порядок постановки на квартирный учет, вступает в силу 19 февраля 2010 года. Указ направлен на упорядочение очереди и определяет иные условия, при которых граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. На учет нуждающихся будут приниматься граждане, если обеспеченность общей площадью жилья на каждого проживающего составляет менее 15 кв. м общей площади. Документ не имеет обратной силы, а это значит, что тех, кто уже стал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, но по новому указу не имеет на это оснований, исключать из списка не будут.
С принятием указа № 543 исключены серые схемы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Документ усовершенствовал правила принятия людей на учет нуждающихся и предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Главная цель - предоставить уязвимым слоям населения дополнительные гарантии и исключить возможность коммерческой наживы за счет жилья, возводимого с поддержкой государства.
До принятия указа особо предприимчивые граждане умудрялись попадать в число очередников с завидной периодичностью. В ход шли все возможные схемы - фиктивные разводы, вселение родственников без фактического проживания, нерегистрация построенной недвижимости и многое другое. А те, кто действительно нуждался в метрах, ожидал их десятилетиями. В результате либеральное законодательство спровоцировало парадоксальную ситуацию: чем больше государство строит, тем быстрее растет очередь на получение заветных метров. В Минске количество очередников выросло с начала 2009 года на 15 тыс. - с 247 тыс. до 262 тыс. человек. Принятие указа позволит сократить в столице прирост очереди как минимум на 30%. А время ожидания может уменьшиться вдвое.
Указом № 543 предусмотрено, что при постановке на учет будут учитываться все жилые помещения, находящиеся в собственности или пользовании претендента и членов его семьи, проживающих в одном населенном пункте по месту принятия на учет. Также исключается возможность принятия на учет людей, проживающих в одной комнате многокомнатной квартиры (такое право предоставлено указом только проживающим в однокомнатной квартире), что сократит в Минске прирост очередников приблизительно на 10%. Указ исключил понятие "в одной комнате". То есть семья из мамы и двух детей, которые проживают в 2-комнатной квартире, где метров на всех хватает, в очередь нуждающихся не попадет.
При принятии решения о постановке на учет нуждающихся впервые вступивших в брак супругов, одиноких матерей и разведенных супругов (которые воспитывают несовершеннолетних детей), если они являются собственниками (или нанимателями) жилого помещения, проживают в домах долевого строительства на основании договора найма (аренды, безвозмездного пользования), но не регистрируют право собственности на них, будет учитываться норматив обеспеченности жильем.
При принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет учитываться сумма площади всех жилых помещений, находящихся в собственности или пользовании гражданина и членов его семьи, проживающих в одном населенном пункте по месту принятия на учет. Определено, что члены семьи нанимателя-собственника жилого помещения обладают равным правом пользования жильем собственника или нанимателя жилья. Это относится и к бывшим членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения, в частности, разведенным супругам. Поэтому при решении вопроса по постановке на учет по нормативу обеспеченности менее 15 кв. м общей площади на одного члена семьи в расчет принимается занимаемое жилое помещение.
К членам семьи нанимателя или собственника жилого помещения относятся супруг, супруга, их дети и родители, нетрудоспособные члены семьи, иные граждане, если они совместно проживают и ведут совместное хозяйство. Таким образом, на учет нуждающихся принимаются граждане, если обеспеченность общей площадью жилья на каждого проживающего составляет менее 15 кв. м общей площади. Причем в этом случае учитывается общая площадь жилья, находящегося в собственности в этом же населенном пункте у членов семьи. Например, у супруга есть в собственности, кроме занимаемого, другое жилье, или у другого члена семьи имеется жилье в этом же населенном пункте. Расчет норматива обеспеченности общей площадью жилья при решении вопроса о постановке на учет нуждающихся производится, исходя из совокупности общей площади этих жилых помещений.
При разделе очереди на жилье совершеннолетние будут приниматься на отдельный учет с даты совершеннолетия. Ранее предусматривалось, что каждый совершеннолетний член семьи вправе заявить о разделе очереди с родителями, если они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с периода постановки на эту очередь родителей, но не раньше даты рождения. Например, родители стали на очередь в 1988 году. Достигнув совершеннолетия, дети заявляли о разделе очереди и принимались на отдельный учет с 1988 года. Теперь же норма предусматривает иные условия: раздел очереди с даты наступления совершеннолетия или вступления в брак. В результате такого раздела за последние два года очередь в Минске увеличилась на 12,5 тыс. семей. Со вступлением в силу указа №543 очередь не будет искусственно разрастаться. Новая мера, по предварительным расчетам, сократит прирост очереди именно за счет такой категории на 8-10%.
По новым правилам, вселение родственников лишает на пять лет права постановки на очередь нуждающихся. Уточняется, что ухудшением жилищных условий является вселение несовершеннолетних или совершеннолетних нетрудоспособных детей, супругов, нетрудоспособных родителей, если они до этого были обеспечены общей площадью жилья от 15 кв.м и более в этом же населенном пункте. В таком случае эти граждане не могут быть приняты на учет в течение пяти лет.
При разделении очереди совершеннолетние члены семьи будут приниматься на отдельный учет не с даты рождения, как предусмотрено в настоящее время, а не ранее даты наступления совершеннолетия или вступления в брак. Это сократит прирост претендентов на 8-10%.
Ухудшением жилищных условий по указу считается вселение супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, которые до этого имели в собственности или пользовании жилье в данном населенном пункте, в котором были обеспечены более 15 кв.м общей площади на человека, а также перевод гражданами принадлежащего им жилого помещения в нежилое. Такие переселения теперь не дают права в течение 5 лет стать на очередь нуждающихся, что сократит число принимаемых на учет до 5%.
Указом определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение жилых помещений социального пользования, служебного жилья, жилых помещений в общежитиях.
Нет комментариев.
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093