Кризис на самом деле сыграл роль «санитара» экономики: выправив ценовые перекосы, он заставил застройщиков и риэлторов вспомнить о конкуренции и о том, что за клиента нужно бороться...
В начале весны мы традиционно обращаемся к строительной теме. Именно в это время рынок недвижимости выходит из зимней «спячки».
Перефразируя известный афоризм применительно к рынку недвижимости, можно сказать: что для застройщика – проблема, для всех остальных – ее решение. Еще пару лет назад купить приличную квартиру или собственный офис в Минске было совсем не просто. Да что там купить, даже снять жилье или подходящее помещение в административном здании удавалось не с первой попытки! Во-первых, потому, что предложение никак не могло угнаться за спросом, а во-вторых, по причине стабильно растущих цен.
С точки зрения цен на рынке вообще творилось какое-то безумие! Арендные ставки для бизнеса били все мыслимые рекорды. Говорят, некоторые белорусские банки снимали «квадратные метры» за €50-60 в месяц! По средней стоимости аренды на окраине белорусской столицы можно было запросто снять офис в самых престижных бизнес-центрах Вашавы, Вильнюса или Праги. Зато девелоперы потирали руки – их товар расходился, как горячие пирожки в базарный день, почти независимо от качества.
Не лопни «пузырь» на американском рынке недвижимости, это, наверное, случилось бы у нас. Потому что говорить об эффективности бизнеса, особенно малого и среднего, при таких текущих затратах не приходилось. В этом смысле кризис и в самом деле сыграл роль «санитара» экономики: выправив ценовые перекосы, он заставил застройщиков и риэлторов вспомнить о конкуренции и о том, что за клиента нужно бороться.
Сегодня «продвинутые» участники рынка недвижимости и сами согласны с тем, что нынешние цены более справедливы, больше соответствуют состоянию экономики и уровню доходов граждан и бизнеса и активнее стимулируют качественный рост рынка. Как говорится, не было бы счастья… Застройщики начали разрабатывать более современные проекты, да и строить стали качественнее! На рынке появились интересные альянсы из девелоперов, риэлторских компаний и банков с интересными кредитными программами. И вот что интересно: количество строительных проектов не уменьшилось, а в некоторых сегментах рынка даже выросло! Это свидетельствует о его большом потенциале и о том, что рынок готов к серьезному, прежде всего, качественному, прорыву.
Константин Коржевич,
заместитель главного редактора журнала "Дело"
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093