Дешевые кредиты – радость или некоммерческий наем Пнд, Дек 6. 2010
В стадии обсуждения находится еще одно новшество – еще один путь решения жилищной проблемы для жителей Беларуси...
В Беларуси растет армия очередников, которые не могут построить себе жилье даже за льготные кредиты. Причем если раньше эта проблема особенно была актуальной для малых городов и городских поселков, то сейчас нехватку очередников, готовых строить квартиры с привлечением льготных кредитов, испытывают и областные центры. А как же выполнять план по жилищному строительству? Этот вопрос задают местные власти.
Поскольку поднять платежеспособность очередников административными методами быстро не получится, то решено прибегнуть к самому простому способу – сделать более доступными сами льготные кредиты. Правительство уже подготовило и направило на рассмотрение Президенту предложения по снижению с 5 до 1% ставок по льготным кредитам для жителей населенных пунктов с численностью населения до 50 тыс. человек, а также таких городов, как Кобрин, Слуцк, Речица и Светлогорск. При этом сроки погашения льготных кредитов предлагается увеличить с 20 до 40 лет. Об этом сообщил на совместном заседании палат Национального собрания заместитель премьер-министра Беларуси Виктор Буря.
«Направлено также предложение по опережающему льготному кредитованию госзаказчиков до формирования организацией-застройщиком в размере до 50% от сметной стоимости строительства с последующим переводом долга на граждан, а также льготному кредитованию госзаказчиков для перспективного проектирования жилых домов», – сообщил вице-премьер.
В стадии обсуждения находится еще одно новшество – еще один путь решения жилищной проблемы для жителей Беларуси. Сегодня уже все понимают, что одними льготными кредитами жилищную проблему все равно решить не удастся. Поэтому в ближайшее время может быть подписан указ о строительстве в Беларуси первых двух домов примерно на 250 квартир, предназначенных для сдачи в коммерческий или некоммерческий наем. В последующем опыт строительства жилья для передачи в коммерческий или некоммерческий наем будет распространен в других городах Беларуси. Об этом шла речь 25 ноября на Международной научно-практической конференции «Реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья».
К созданию фонда жилья, предназначенного для сдачи внаем, как одному из путей решения жилищной проблемы для многих граждан, белорусские власти обратили свой взор не случайно. «Практика показывает, что в мире нет ни одной страны, которая могла бы полностью обеспечить жильем своих граждан исключительно на правах собственности. Многие страны решение жилищной проблемы начали именно с формирования сектора жилья, предоставляемого в коммерческий или некомемерческий наем», – отметила в своем выступлении Галина Полянская, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. Причем зарубежный опыт свидетельствует, что самый эффективный рынок жилья складывается тогда, когда он состоит из трех компонентов: из жилья, находящегося в частной собственности и используемого собственниками для собственных нужд, и из жилья (частного, государственного), предназначенного для сдачи в коммерческий и некоммерческий наем. Говоря об этом, Г. Полянская пояснила, что в средствах массовой информации часто говорится об аренде жилья, но имеется в виду наем жилого помещения. Но согласно белорусскому законодательству жилые помещения сдаются в аренду организациям или индивидуальным предпринимателям, а вот физическим лицам жилье сдается на условиях коммерческого или некоммерческого найма. «Поэтому правильнее будет вести речь о найме жилых помещений – коммерческом либо некоммерческом, – подчеркнула депутат.
Далее Г. Полянская отметила, что если говорить о коммерческом найме жилья, то следует иметь в виду сложившийся у нас рынок, на котором собственник жилого помещения частного жилищного фонда сдает принадлежащее ему жилье (дом, квартиру, комнату) по рыночной цене (арендной ставке). Однако такой рынок зачастую носит неконтролируемый стихийный характер. Многие собственники не заключают договоров найма жилого помещения с нанимателями. В результате наниматель лишен правовой защиты, равно как и наймодатель. Кроме того, бюджет недополучает достаточно большие суммы в виде налогов от предпринимательской деятельности по сдаче жилья в коммерческий наем.
Некоммерческий наем в нашей стране частично представлен жилыми помещениями государственного жилищного фонда, которые оставались в собственности государства с советских времен и не приватизированы гражданами, проживающими в них по договору, как правило, бессрочного найма. К некоммерческому найму также можно отнести, по мнению Г. Полянской, помещения, в которых граждане проживают по договорам найма жилых помещений социального пользования, общежития, служебные жилые помещения государственного жилфонда. Такого жилья осталось около 14%.
В то же время, как заметила Г. Полянская, в настоящее время жизнь настоятельно требует совершенствования института найма жилья. 800 тыс. семей в Беларуси нуждаются в улучшении жилищных условий. Кто-то рассчитывает с помощью или без помощи государства приобрести в собственность (построить) жилье типовых потребительских качеств, а кто-то не имеет такой возможности в силу ряда причин, в том числе и из-за невысоких доходов. Для таких очередников необходимо создавать фонд жилых помещений, предназначенных для некоммерческого найма, считает Г. Полянская. В него, по мнению депутат, «должны входить помещения государственной формы собственности, а также – при определенных условиях – и частного жилищного фонда».
«В то время как коммерческий наем жилых помещений направлен на извлечение прибыли, некоммерческий наем такой цели не имеет и требует полного возмещения затрат на его содержание жилья и оказание жилищно-коммунальных услуг. В этом главное отличие от существующего института найма жилых помещений государственного жилищного фонда», – подчеркнула Г. Полянская.
По мнению депутатов, выступающих за создание фонда так называемого арендного жилья, наем жилых помещений некоммерческого использования должен основываться на срочном договоре найма, сроком не более 20 лет с преимущественным правом нанимателя продлить срок найма. Разумеется, конкретный механизм реализации некоммерческого найма должен быть законодательно закреплен, считает Г. Полянская.
При использовании в некоммерческом найме жилых помещений частного жилищного фонда необходимо, чтобы наниматель являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Депутаты предлагают также предусмотреть порядок компенсации из бюджета разницы между платой за некоммерческий и коммерческий наем по аналогии с льготным кредитованием, когда банки из бюджета получают разницу между ставками льготного и нельготного кредита.
Внедрение некоммерческого найма в сочетании коммерческим наймом позволит гражданам в случае изменения условий трудового контракта и возникновения других жизненных ситуаций безболезненно переехать в другой населенный пункт. «А это решает вопросы оптимального распределения трудовых ресурсов. Кроме того, для многих граждан гораздо важнее удобные для них жилищные условия, а не собственность со всеми ее обременениями. Проблема строительства жилья для некоммерческого найма была поднята на парламентских слушаниях в ноябре 2009 года. Сейчас мы продолжаем изучать опыт других стран обсуждать и планировать внедрение в нашей стране некоммерческого найма», – сообщила Г. Полянская.
Нет комментариев.
Warning: Smarty error: unable to read resource: "file:trackbacks.tpl" in /home/gornes1052885/www/a-h.by/s153/bundled-libs/Smarty/libs/Smarty.class.php on line 1093